ECOPRESS - Информационное агентство - оперативная финансовая информация, курсы валют, индексы  каталог сайтов  служба переводов
23.09.2019

 

Twitter   
Новости
Экономика РБ
Банковские новости РБ
Финансовые рынки РБ
Новое в законодательстве
Международные связи
Союзное государство
Страны СНГ и Балтии
Международные новости
Подписка
Статьи
Контакты
Тел.: (017) 354-40-43
E-mail: registr@ecopress.by


НОВОСТИ


МССПИР ПРЕДЛАГАЕТ ПУБЛИЧНО ОБСУДИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В ЗАКОН «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ»
16:08 17.01.2019

Минский столичный союз предпринимателей и работодателей 15 января направил в Совет министров, Совет по предпринимательству, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство антимонопольного регулирования и торговли, Министерство экономики письмо, в котором представлен анализ проекта закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг».

Как сообщили ЭКОПРЕСС в МССПиР, анализ законопроекта, проведенный экспертами Союза, показывает, что разработчики не приняли во внимание целый ряд важнейших факторов, влияющих на рынок дополнительных жилищно-коммунальных услуг. Предложенная ими норма кардинально затрагивает права, свободы и обязанности граждан и юридических лиц, а также может негативно повлиять на условия осуществления предпринимательской деятельности.

В связи с этим МССПиР предлагает вынести проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» на публичное обсуждение, а также направить на рассмотрение Общественно-консультативного (экспертного) совета при Министерстве ЖКХ.

«Министерством жилищно-коммунального хозяйства подготовлен проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг».

Предлагается вместо отдельных договоров, заключаемых потребителями с непосредственными исполнителями жилищно-коммунальных услуг заключить один договор на оказание услуги по управлению общим имуществом. Исполнителем по договору становится уполномоченное лицо на оказание услуги по управлению общим имуществом, которое будет осуществлять право потребителя на выбор исполнителей жилищно-коммунальных услуг, а также нести другие права и выполнять обязанности, предусмотренные договором (изменения вносятся в ст.1, ст.4, ст.5, ст.10, ст.13, ст.14, ст.15, ст.17, ст.18 закона, дополнен закон ст. 3 1, ст.131).

Таким образом, помимо потребителя, исполнителя, и иных организаций в соответствии с компетенцией появляется еще один участник отношений в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг – уполномоченное лицо.

Предложенная норма законопроекта кардинально затрагивает права, свободы и обязанности граждан и юридических лиц, устанавливает принципиально изменяющие существующие подходы к правовому регулированию в сфере дополнительных жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе, а также может существенно повлиять на условия осуществления предпринимательской деятельности.

При этом законопроектом не учтена существующая ситуация на рынке дополнительных жилищно-коммунальных услуг, а именно:

1. Исполнитель оказывает потребителям дополнительные жилищно-коммунальные услуги по договору между исполнителем и потребителем. На данный момент исполнителями как государственной, так и частной формы собственности заключены и действуют миллионы договоров с потребителями на оказание дополнительных жилищно-коммунальных услуг, то есть, потребители в соответствии с нормами законодательства о защите прав потребителей реализовали свое право на свободный выбор услуг и исполнителя. Как правило, исполнитель оказывает услуги, используя собственное оборудование, которое передается в пользование потребителю на время действия договора.

Например, услуги по техническому обслуживанию систем видеонаблюдения оказываются с использованием собственного оборудования исполнителя (в пользование потребителям передается видеорегистратор, видеокамера, системный диск, блоки питания и иное). Что в свою очередь является волеизъявлением потребителей и полностью удовлетворяет их потребностям.

2. Исполнители оказывают потребителям услуги, относящиеся в настоящее время к дополнительным жилищно-коммунальным услугам, уже на протяжении более 20-ти лет на основании как «коллективных» договоров, заключенных с группой потребителей, так и «индивидуальных» договоров.

Следует отметить, что в 2015 г. Министерством торговли и Министерством жилищно-коммунального хозяйства была выработана согласованная позиция, предусматривающая, что дополнительные жилищно-коммунальные услуги должны оказываться на основании договора, заключенного с каждым собственником (нанимателем) жилого помещения. Несмотря на то, что «коллективные договоры» соответствуют законодательству Беларуси, исполнители услуг за последние три года провели колоссальную работу по заключению (обновлению) сотен тысяч индивидуальных договоров и продолжают их заключать, при этом неся значительные материальные затраты.

Таким образом, заключая индивидуальные договоры, потребители подтвердили и продолжают подтверждать свой выбор в пользу того или иного исполнителя.

3. Появление еще одного участника отношений в области защиты прав потребителей дополнительных жилищно-коммунальных услуг (уполномоченного лица) – это фактически появление посредника. В последнее время президент Беларуси неоднократно обращал внимание на возникшую в стране проблему посредничества, и на то, что проблема в этом направлении особенно актуальна в условиях борьбы за рынки и жесткой ценовой конкуренции. Президент требует разобраться с проблемой посредничества во всех сферах и допускает посредничество только в тех исключительных случаях, где без него невозможно обойтись.

В то же время декретом №7 от 23.11.2017 г. «О развитии предпринимательства» предусмотрено, что в целях развития предпринимательской инициативы, стимулирования деловой активности и в соответствии с

частью третьей статьи 101 Конституции Беларуси взаимодействие государственных органов, иных государственных организаций, их должностных лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями основывается на принципах саморегулирования бизнеса и минимизации вмешательства государственных органов, их должностных лиц в предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Выбор потребителем исполнителя и заключение с исполнителем договора на оказание дополнительных жилищно-коммунальных услуг не является тем исключительным случаем, в котором без участия посредника потребителю невозможно реализовать свое право на свободу выбора исполнителя.

На данный момент нормами Жилищного кодекса и законодательства о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг закреплено право потребителя на отказ от получения дополнительных жилищно-коммунальных услуг.

Соответственно, предлагаемая норма законопроекта об уполномоченном лице, как участнике отношений в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг будет работать исключительно в отношении основных жилищно-коммунальных услуг, так как в соответствии с требованиями законодательства потребитель обязан заключить договор на оказание основных жилищно-коммунальных услуг и может отказаться от заключения договора только лишь в том случае, если неоказание соответствующих основных жилищно-коммунальных услуг конкретному потребителю технически невозможно.

В области защиты прав потребителей дополнительных жилищно-коммунальных услуг предлагаемая норма законопроекта ухудшит правовое положение граждан, как потребителей дополнительных жилищно-коммунальных услуг.

Так, потребители будут обязаны (ст.14, ст.18 проекта закона) заключить договор на оказание услуги по управлению общим имуществом и передать уполномоченному лицу свое право на выбор исполнителей, в том числе дополнительных жилищно-коммунальных услуг.

Таким образом, потребители будут лишены не только права свободного выбора исполнителя, выбора видов оказываемых услуг, но и права отказаться от получения дополнительных жилищно-коммунальных услуг.

Не говоря уже о том, что в большинстве случаев в Беларуси потребителями уже реализовано право на свободный выбор исполнителя и заключены миллионы договоров с исполнителями на оказание потребителям дополнительных жилищно-коммунальных услуг, согласно которым и потребитель, и исполнитель несут установленные законодательством права и обязанности.

Следовательно, норма законопроекта, предусматривающая обязанность потребителя заключить один договор на оказание услуги по управлению общим имуществом и передать по данному договору уполномоченному лицу свое право на выбор исполнителей дополнительных жилищно-коммунальных услуг противоречит Гражданскому кодексу, Жилищному кодексу, законодательству о защите прав потребителей.

Данные выводы основываются на следующих требованиях законодательства:

Согласно ст.2 и ст. 391 Гражданского кодекса понуждение граждан к заключению договоров не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством. В соответствии с ч.2 п.5 ст.29 ЖК РБ собственники жилых и (или) нежилых помещений, в том числе собственники блокированных и одноквартирных жилых домов, наниматели и арендаторы жилых помещений, члены организации застройщиков, дольщики, заключившие договоры, предусматривающие передачу им во владение и пользование объектов долевого строительства, вправе отказаться от получения дополнительных жилищно-коммунальных услуг.

На основании п.3 ст.166 ЖК РБ в случае пользования участниками совместного домовладения дополнительными жилищно-коммунальными услугами решением общего собрания участников совместного домовладения устанавливается порядок пользования этими услугами и распределения между ними расходов по их предоставлению. При этом любой участник совместного домовладения вправе отказаться от получения дополнительных жилищно-коммунальных услуг и не оплачивать их.

В силу п.1 ст. 172 ЖК РБ участник совместного домовладения пользуется общим имуществом согласно целевому назначению этого имущества, не препятствуя осуществлению прав на это имущество других участников совместного домовладения.

В соответствии с п.2 ст.3 закона «О защите прав потребителей» (далее – закон) государственные органы не вправе принимать нормативные правовые акты, противоречащие положениям настоящего закона, в том числе нормативные правовые акты, которые могут ограничивать права потребителей и снижать гарантии их защиты по сравнению с предусмотренными настоящим законом, если иное не установлено Конституцией Беларуси или нормативными правовыми актами президента Беларуси.

В силу п.1 ст.5, п.1 ст.10 закона потребитель имеет право на свободный выбор товаров (работ, услуг).

В соответствии с п.3 ст.5 закона государство гарантирует защиту прав и законных интересов потребителей.

На основании п.1 ст.19 закона условия договора, ограничивающие права потребителя по сравнению с правами, установленными настоящим законом и иным законодательством о защите прав потребителей, считаются ничтожными.

Согласно п.2 ст.19 закона запрещается обусловливать приобретение товара (работы, услуги) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

Исходя из п.1 ст.38-1 закона потребитель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, если иное не предусмотрено законодательством. В силу ст.7 закона «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» потребитель вправе отказаться от получения дополнительных жилищно-коммунальных услуг.

Согласно ст. 10 закона «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» потребитель имеет право на выбор исполнителя жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе. Решение о выборе исполнителя жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе, принимается группой потребителей, проживающих в многоквартирном или блокированном жилом доме (в подъезде, на этаже многоквартирного жилого дома и т.д.) простым большинством голосов потребителей и оформляется протоколом собрания потребителей или опросным листом.

Предложенный законопроект не выносился на публичное обсуждение и на рассмотрение общественно-консультативного (экспертного) совета.

Тем самым нарушены требования законодательства о повышении качества подготовки нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, и об обязательном публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов, которые затрагивают права граждан и могут оказать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности, а именно:

В соответствии с подпунктом 9.4 пункта 9 директивы №4 от 31 декабря 2010 г. «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» в практику работы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных правительству Беларуси, облисполкомов и Минского горисполкома вводится обязательное общественное обсуждение проектов актов законодательства, которые могут оказать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности.

В целях активизации диалога бизнеса и государства путем усиления роли общественно-консультативных (экспертных) советов в принятии управленческих решений, затрагивающих интересы бизнеса, дальнейшего повышения качества подготовки нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, и в соответствии с подпунктом 9.4 пункта 9 директивы № 4 постановлением Совета министров №247 от 20 марта 2012 г. «Об организации общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов по развитию предпринимательства, вопросов осуществления предпринимательской деятельности», в редакции постановления от №802 5 октября 2016 г. установлен обязательный порядок действий республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных правительству Беларуси, при разработке подлежащих общественному обсуждению проектов нормативных правовых актов, которые могут оказывать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности.

Гражданам Беларуси предоставлено конституционное право на непосредственное участие в управлении делами общества и государства, в том числе посредством обсуждения проектов законов, право на получение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, а также на ознакомление с материалами, затрагивающими их права и законные интересы (ст.34 и ст.37 Конституции Беларуси).

Также ст. 7 закона №130-З от 17.07.2018г. «О нормативных правовых актах» (источник публикации Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.07.2018, 2/2568, начало действия закона 01.02.2019г.) предусмотрено, что публичному обсуждению подлежат проекты законодательных актов и постановлений Совета министров, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан и юридических лиц и устанавливающие новые либо принципиально изменяющие существующие подходы к правовому регулированию определенной сферы общественных отношений, а также проекты актов законодательства, которые могут оказать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности.

На основании вышеизложенного и во избежание принятия без соблюдения требований законодательства нормативного правового акта, затрагивающего права граждан, как потребителей услуг, а также вопросы осуществления предпринимательской деятельности, и принципиально изменяющего существующие подходы к правовому регулированию в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, МССПиР просит вынести проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» на публичное обсуждение, а также направить на рассмотрение Общественно-консультативного (экспертного) совета при Министерстве жилищно-коммунального хозяйства», – говорится в письме.


 вернуться
Финансовая информация
в свободном доступе
Курсы валют в режиме on-line
Цены на драгметаллы в слитках в банках Минска
Залоговое имущество
Международные системы денежных переводов
Изменения курсов обмена наличной валюты в банках Минска в режиме on-line
Курсы валют НБ РБ
с 21.09.2019
валюта курс
EUR 2.2585
USD 2.0412
RUB 3.1980
все курсы архив

Итоги торгов на БВФБ
на 20.09.2019
валюта курс +/-
EUR 2.2585 -0.01
USD 2.0412 -0.0111
RUB 3.1980 -0.0006
все курсы архив

Курсы в банках
на 23.09.2019
валюта покупка, max продажа, min
EUR 2.2500 2.2570
USD 2.0420 2.0480
RUB 3.1910 3.2000
подробнее

Конвертация в банках
на 23.09.2019
валюта покупка, max продажа, min
EUR/USD 1.1000 1.1050
EUR/RUB 70.3000 70.8500
USD/RUB 63.8000 64.3500
подробнее
Финансовая информация
в свободном доступе
Изменения курсов обмена наличной валюты в банках Минской области в режиме on-line
Изменения курсов обмена наличной валюты в банках Бреста в режиме on-line
Изменения курсов обмена наличной валюты в банках Витебска в режиме on-line
Изменения курсов обмена наличной валюты в банках Гомеля в режиме on-line
Изменения курсов обмена наличной валюты в банках Гродно в режиме on-line
Изменения курсов обмена наличной валюты в банках Могилева в режиме on-line
 
наверх главная
 
Copyright © 1997-2019, ИА "ЭКОПРЕСС". Условия использования информации, размещенной на сайте